История московского метрополитена

История московского метрополитена

Появление множества новых станций Московского метрополитена отражает изменения в мировом транспортном дизайне. Однако, если вспомнить первую открытую станцию метро в 1935 году, как изменилась система метро с течением времени?

Московский метрополитен действительно особенный. Лондонское метро, возможно, старше, а Шанхайское метро — больше, но ни одна массовая система в мире не может сравниться с архитектурой и грандиозными амбициями Москвы.

Станции системы были разработаны, чтобы прославлять и укреплять социалистическую диктатуру России, с тщательно продуманными украшениями и впечатляющими размерами, предназначенными для использования в качестве подземных «народных дворцов». Эти потрясающие пространства были таким же местом назначения, как и надземные районы, которые они обслуживали, и вызывали трепет у немецкого драматурга и поэта Бертольта Брехта, присутствовавшего на открытии метро, как своей эстетикой, так и стоящим за ними политическим посланием.

Московский метрополитен был впервые открыт в 1935 году при Сталине, его единственная линия длиной 11 км обслуживала 13 станций. За последующие восемь десятилетий система метро была расширена и теперь включает более 200 станций и 379 км путей. За это время стиль московских станций метро вобрал в себя влияние архитектуры барокко и ар-деко и продолжает развиваться сегодня, при этом современные разработки станций принимают более функциональный, интернациональный подход.

Десятки тысяч российских рабочих, многие из которых были вынуждены работать, строили первую линию метро, которая соединила Сокольники с Парком Культуры и Смоленской.

Ветераны лондонского метрополитена активно консультировались на начальном этапе строительства, выступая за использование эскалаторов, а не лифтов на станциях метро. В то же время за строительство и отделку станций отвечали российские рабочие. В конечном итоге советский режим депортировал многих иностранных инженеров по обвинению в шпионаже из-за того, что они знали об инфраструктуре города.

Большой зал-платформа Комсомольской, украшенный изысканными люстрами и смальтовой мозаикой, посвященной знаменитым российским военачальникам, спроектирован в архитектурном стиле русского барокко с царственными желтыми стенами и богато украшенными фризами. Станция также является одной из самых загруженных в московском метрополитене; он служит воротами к главному железнодорожному узлу города на Комсомольской площади, обслуживающем станции Ленинградский, Ярославский и Казанский.

Сложная установка потолочного освещения в центральном вестибюле станции «Авиамоторная», открытой в декабре 1979 года. Первые годы «холодной войны» принесли более сдержанный дизайн на многих новых станциях метро, открытых в конце 1950-х и 60-х годах, как сообщается, под руководством советского лидера Никиты Хрущева, который стремился сократить расходы и предпочитал более утилитарный подход к проектированию и строительным материалам.

В 1970-е годы в московском метрополитене вернулись привлекательный визуальный дизайн и станционная тематика. Темой «Авиамоторной» является авиация, отраженная в световой экспозиции, призванной олицетворять ткань вселенной, и большой металлической скульптуре, изображающей обреченный полет Икара из греческого мифа.

К 1990-м годам и по мере приближения к современной эпохе декоративная экстравагантность снова стала смягчаться, с большим упором на функциональный дизайн, как и во многих других странах. Однако эта тенденция не помешала вернуться к старым стилям на новых станциях. Затянувшуюся станцию «Парк Победы», открывшуюся в 2003 году после начала строительства в 1986 году, описывают как возвращение к «сталинскому» стилю с классическим орнаментом и детальной мозаикой, такой как эта, посвященная Победе во Второй мировой войне.

Словно в подтверждение того, что дизайн станций метро открыт для глобальных влияний, проектировщики станции отметили, что на них повлияли станции тяжелого железнодорожного транспорта, такие как лондонский Ватерлоо, нью-йоркский Пенсильванский вокзал и московский Киевский вокзал, которые были построены в конце 19 и начале 20 века со стеклянными стенами и сводчатыми потолками.

Хотя передовые тенденции в дизайне, несомненно, сделают новые и будущие станции Московского метрополитена настолько эффективными, насколько это необходимо для одной из самых загруженных систем скоростного транспорта в мире, старые послевоенные проекты по-прежнему будут привлекать внимание современных москвичей.

«Для сегодняшнего типичного пользователя метро современные станции преобладают как стандартный образ системы, но, за исключением нескольких недавних станций, выполненных с монументальной мозаикой или искусными формами, эти станции вообще не воспринимаются как архитектура. Однако исторические станции все еще остаются играют особую роль в облике города, как и его сталинские небоскребы, дореволюционные многоквартирные дома, церкви и особняки.

   

О проекте   Контакты   Правила сайта   Карта сайта